Тематическое планирование

Сайт учителя основ безопасности и жизнедеятельсности

МОУ "Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева"

Трофимова Георгия Геннадьевича

Тематическое планирование

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Тематический план (X класс)

Содержательная

ЛИНИЯ

 

 

Раздел и тема программы

Кол-во часов

 

 

 

Всего

Из них практ. занят.

 

I Безопас­ность и за­щита  чело­века в опас­ных и чрез­вычайных ситуациях

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного по­ведения

9

5

 

 

 

1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

2

2

 

 

 

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

1

 

 

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

 

 

1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера

2

2

 

 

1.5. Единая государственная система предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

 

 

1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

 

 

2. Гражданская оборона — составная часть обороно­способности страны

14

6

 

 

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и опре­деления, задачи гражданской обороны

1

 

 

2.2. Современные средства поражения, их пора­жающие факторы, мероприятия по защите населения

2

 

 

2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

2

1

 

 

2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного вре­мени

4

3

 

 

2.5. Средства индивидуальной защиты населения

2

2

 

 

 

2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1

 

2.7. Организация гражданской обороны в общеобра­зовательном учреждении

1

 

II. Основы медицинских знаний и здо­рового образа жизни

3. Основы медицинских знаний и профилактика ин­фекционных заболеваний

6

 

 

 

3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

2

 

 

 

3.2. Основные инфекционные заболевания, их клас­сификация и профилактика

4

 

 

 

4. Основы здорового образа жизни

11

 

 

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие

3

 

 

 

4.2. Биологические ритмы и работоспособность чело­века

3

 

 

 

4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека

2

 

 

 

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

3

 

III. Основы во­енной службы

5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

16

 

 

5.1. История создания Вооруженных Сил России

2

 

 

5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

5

 

 

5.3. Функции и основные задачи современных Во­оруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Pe­форма Вооруженных Сил

8

 

 

5.4. Другие войска, их состав и предназначение с уче­том концепции государственной политики РФ по во­енному строительству

1

 

 

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России

8

 

 

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — ос­новные качества защитника Отечества

2

 

 

6.2. Памяти поколений—дни воинской славы Рос­сии

4

 

 

6.3. Дружба, войсковое товарищество — основа бое­вой готовности частей и подразделений

2

 

 

7. Символы воинской чести

4

 

 

7.1. Боевое Знамя-воинской части—символ воин­ской чести, доблести и славы

1

 

 

7.2. Ордена — почетные награды за воинские отли­чия и заслуги в бою и военной службе

1

 

 

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Феде­рации

2

 

 

8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

40*

39

 

 

8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

1

 

 

8.2. Размещение и быт военнослужащих

3

3

 

 

8.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

4

4

 

 

8.4. Организация караульной службы, обязанности часового

4

4

 

 

8.5. Строевая подготовка

5

5

 

 

8.6. Огневая подготовка

14

14

 

 

8.7. Тактическая подготовка

4

4

 

 

8.8. Физическая подготовка

5

5

 

 

Итого

108

56

 

* Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов

 

 

 

Содержание учебной программы ОБЖ (X класс)

I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычай­ных ситуациях

1. Опасные н чрезвычайные ситуации, возникающие в по­вседневной жизни, н правила безопасного поведения

1.1.  Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин по­падания человека в условия вынужденного автономного существо­вания, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориен­тирования на местности, движения по азимуту, правил обеспече­ния водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2.  Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной кримино­генной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3.   Уголовная ответственность несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности и наказания несовер­шеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная от­ветственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транс­порта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские дей­ствия и вандализм.

1.4.  Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее веро­ятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и од­ного из возможных вариантов, предусмотренных планом образова­тельного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5.  Единая государственная система предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Прави­ла и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных си­туаций.

1.6.   Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обес­печению безопасности

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные за­коны «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О по­жарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержа­ние законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособно­сти страны

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за­дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникаю­щих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура уп­равления и органы управления гражданской обороной.

2.2.   Современные средства поражении, их поражающие факто­ры, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Хими­ческое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по пред­назначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3.   Оповещение и информирование населения об опасностях, воз­никающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По­рядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой инфор­мации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, дейст­вия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4.   Организация инженерной защиты населения от поражаю­щих факторов ЧС мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназ­начение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защит­ных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных соору­жениях),

2.5.   Средства индивидуальной защиты населения

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защи­ты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и поль­зования средствами индивидуальной защиты.

2.6.   Организация  проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7.   Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч­реждении, ее предназначение. План гражданской обороны образо­вательного учреждения. Обязанности обучаемых.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекцион­ных заболеваний

3.1. Сохранение и укрепление здоровья важная часть подго­товки юноши допризывного возраста к военной службе и трудо­вой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье ин­дивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Ос­новные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм пе­редачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся ин­фекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни

4.1.  Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения че­ловека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и фи­зическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2.  Биологические ритмы и работоспособность человека Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние

биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.  Значение двигательной активности и закаливания организ­ма для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила исполь­зования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполне­нию закаливающих процедур.

4.4.  Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, куре­ние) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умствен­ной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-со­судистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и оп­ределения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

III. Основы военной службы

5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

5.1. История создания Вооруженных Сил России

Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особен­ности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназ­начение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпо­сылки проведения военной реформы.

5.2.   Организационная структура Вооруженных Сил.  Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооружен­ных Сил и рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначе­ние, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, ре­шаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.

5.3.   Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной бе­зопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооружен­ных Сил, ее этапы и их основное содержание.

5.4.  Другие войска, их состав и предназначение с учетом кон­цепции государственной политики РФ по военному строительству

Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодо­рожные войска РФ, войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

6.  Боевые традиции Вооруженных Сил России

6.1.  Патриотизм и верность воинскому долгу основные каче­ства защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военно­служащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — за­щитника Отечества, способного с честью и достоинством выпол­нить воинский долг.

6.2.  Памяти поколений дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отли­чившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3.  Дружба, войсковое товарищество основа боевой готов­ности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товари­щества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подраз­делений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.

7.  Символы воинской чести

7.1.  Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, до­блести и славы

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отлича­ющий особенности боевого предназначения, истории и заслуг во­инской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2.   Ордена —почетные награды за воинские отличия и заслу­ги в бою и военной службе

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Ге­рой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3.  Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боево­го Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу во­оружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

8.  Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым

путем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевы­ми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с рас­писанием занятий и распорядком дня, с требованиями к правилам безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.

8.2.  Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.

Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, зав­трак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

8.3.   Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подго­товка суточного наряда.

8.4.   Организация караульной службы, обязанности часового Организация караульной службы, общие положения. Наряд ка­раулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

8.5.   Строевая подготовка

Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработ­ка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движе­нии. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского при­ветствия в строю на месте и в движении.

8.6.   Огневая подготовка

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

8.7.   Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности сол­дата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.8.   Физическая подготовка

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Прове­дение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz